Япония делает ставку на водород

Япония делает ставку на водород

Cтанция заправки водородом в Йокогаме ясно иллюстрирует климатическую стратегию Японии в небольшом выставочном центре. Маленькое лобби показывает, как топливные элементы вырабатывают электричество для управления автомобилями без выхлопных газов.

Только вода выходит из выхлопной трубы автомобиля. В соседней комнате Panasonic World Technology Group демонстрирует видео с новой идеей о том, как сохранить климат с помощью водорода в качестве энергоносителя.

Япония делает ставку на водород
Фото: Guliver / Getty images

Проект

Белые облака плывут по голубому небу. Вскоре на экране появляется основной продукт - незаметная серая коробка, немного выше человеческого роста. Это первый в мире бытовой топливный элемент, который производит электричество и горячую воду децентрализованно.

Для менеджера Panasonic Норухико Кавамуры устройство - не просто прототип.

«Настал переломный момент в использовании водорода», - сказал он.

Кроме того, компания поставила перед собой цели с олимпийскими амбициями. При строительстве олимпийской деревни для спортсменов для участия в летних Олимпийских играх в Токио в 2020 году часть из 4000 домов должна быть оснащена собственными топливными элементами, а во всем районе будет также расположен парк топливных элементов вместимостью 30 человек. киловатт.

План Panasonic - не единичный случай в Японии, а часть общенациональной инициативы. Правительство Японии входит в число мировых лидеров, интегрируя уже существующие проекты автомобильной и технической групп в 2017 году в национальную стратегию разработки водорода в качестве топлива.

Цели амбициозны - к 2030 году страна намерена построить глобальную цепочку поставок и большой рынок водорода. Планируется иметь 800 000 автомобилей с водородным двигателем и 5 миллионов отечественных топливных элементов.

Амбиции - не единственная заметная особенность японской стратегии, считает профессор экономики Йорг Раупа из Японского университета Рицумейкан.

«У меня сложилось впечатление, что здесь, в Японии, водород рассматривается не столько как способ защиты климата, сколько как классическая политика в области инноваций, технологий и роста», - говорит он.

Стратегия

Япония должна разработать революционные технологии, чтобы достичь цели правительства сократить выбросы парниковых газов на 80% к 2050 году, заявил премьер-министр Японии Синдзо Абэ в заявлении правительства в январе.

«Япония возглавит инновационные разработки, такие как разработка водородных технологий, создав тем самым положительный цикл защиты окружающей среды и роста», - сказал он.

Тем не менее, три института, которые запускают в интернете систему Climate Action Tracker, считают климатический план Абэ «крайне неадекватным». К 2030 году Япония увеличит свою долю возобновляемых источников энергии только с 22 до 24%, полагаясь вместо этого на атомную энергетику и уголь. По мнению экспертов, страна идет по пути, который приведет к повышению мировых температур на 3-4 градуса, и поэтому Япония далека от целей, поставленных в Парижском климатическом соглашении. Для премьер-министра Абэ такая критика необоснованна.

На этой неделе более 1000 министров, предпринимателей и экспертов, в основном из Азии, Австралии и России, обсуждают три темы, которые Абе хочет вести в мире: глобальные правила производства и продажи сжиженного природного газа, стратегии построения водородной экономики и технологии улавливания, сохранения и переработки углекислого газа.

Для японцев эти вопросы тесно связаны.

«Многие водородные технологии только в начале. Мы хотим внести свой вклад через рыночные субсидии в развитие рынка», - сказал Тошиюки Ширай, глава департамента новых систем в Министерстве экономики.

По мнению японских властей, если у компаний будет возможность сначала заработать деньги, они будут вкладывать средства в инновации и, таким образом, расширять рынок и быстрее содействовать решению проблемы, которая в настоящее время вызывает разногласия в отношении водорода. ,

По мнению многих экспертов, водород необходим для долгосрочных усилий человечества отказаться от использования ископаемого топлива не только на транспорте, но и во всех секторах производства и жизни. Японский пилотный проект на острове Хоккайдо показывает, как это может быть децентрализовано и безвредно для окружающей среды. Там из-за избытка электричества от солнечной энергии вода расщепляется на кислород и водород. Затем водород хранится и транспортируется в специальных газовых баллонах в общественную ванную комнату, где он служит топливом для замены природного газа для отопления.

Эксперты, однако, обрисовывают реальные недостатки этой идеи. Во-первых, углерод все еще производится при производстве водорода, поскольку он получается как побочный продукт в химической или сталелитейной промышленности или в процессе, который требует использования ископаемого топлива, такого как уголь или газ. По мнению некоторых критиков, даже «зеленый» способ его извлечения без углекислого газа, который включает в себя расщепление молекул воды кислорода и водорода с помощью электричества, - это уловка, поскольку для этого требуется много энергии.

Зачем беспокоиться о расточительном обходе топливных элементов, поскольку теперь мы можем заряжать наши батареи возобновляемой энергией, спрашивают противники этой технологии. Противоречие вокруг этого ответа похоже на религиозную войну, в которой линия фронта разделяет правительства по всему миру. В Германии, например, министерство транспорта давно хотело поощрять разработку автомобилей на водородном двигателе. Тем не менее, Министерство окружающей среды в краткосрочной перспективе полагается на новые электромобили, поскольку его целью является сокращение выбросов углекислого газа от транспорта даже сейчас, а не когда-нибудь, когда более экологически чистые водородные технологии станут коммерчески жизнеспособными.

Признание

Японцы теперь надеются через большой рынок «грязного» водорода, что они в конечном итоге смогут ускорить переход на «зеленый».

С финансовой точки зрения страна далеко впереди. Согласно исследованию, проведенному консалтинговой фирмой McKinsey в 2016 году, только Япония инвестировала 40% из 850 миллионов долларов, вложенных во всем мире в водородные технологии.

С технологической точки зрения разработка топливных элементов для односемейных домов не исключение, не автомобильная промышленность. Приборы, разработанные поставщиками коммунальных услуг совместно с технологическими компаниями, называются «Ene-Farm». Panasonic выпустила первую модель в 2009 году, сообщает сайт alt-news.ru. С тех пор было продано более 300 000 таких миниатюрных тепловых электростанций, первоначально с субсидиями 2019 года и без таковых. Технологически Япония так далеко впереди, что бизнес теперь полностью независим от государственных субсидий на закупки, по словам эксперта Panasonic Кавамура.

Япония надеется использовать свое технологическое преимущество для расширения за рубежом.

Автомобильный сектор является вторым основным двигателем в видении Abe для развития водородных технологий. В 2014 году Toyota включила в свой каталог продукции Mirai - первый серийный автомобиль, для которого планировалось использовать водородную установку. В 2016 году примеру последовала Honda с моделью Clarity. Пока Nissan, партнер Renault, полагается на мобильность, Toyota и Honda продолжают двигаться в разных направлениях.

Toyota недавно объявила, что в начале следующего десятилетия она увеличит свои мощности по производству топливных элементов до 30 000 в год. Кроме того, второе поколение Mirai находится в стадии разработки. Группа также разработала водородные автобусы Sora, которые в 2020 году на летних Олимпийских играх в Токио должны продвигать Японию как «водородную нацию» для всего мира.

Растущий финансовый интерес также играет роль в приверженности сектора этим технологиям. Toyota и Honda, наряду с многочисленными технологическими и энергетическими компаниями, основали компанию Japan H2 Mobility, чтобы содействовать строительству станций заправки водородом и рентабельному производству самого водорода.

Абэ уже превратил Олимпийские игры в витрину для японских высоких технологий. В этом году, как председатель G20, он включил водородные технологии в повестку дня группы, которая объединяет 20 наиболее промышленно развитых и быстро развивающихся стран мира.

«Япония поставила перед собой большую цель в области водородных технологий», - заключает профессор Раупа, хотя есть сомнения в том, действительно ли видение премьер-министра можно назвать энергетической стратегией. Однако никто не должен недооценивать решимость Японии реализовать разработанные планы.

«Они будут», - уверен эксперт.

Поделитесь мнением

Ваш электронный адрес не будет опубликован, комментарий появится после модерации.

Adblock
detector